Oбъём коммерческого использования вертолетной техники в России растет с каждым годом. Однако вертолетный парк устаревает и не сбалансирован по структуре, что формирует спрос на новую технику. Согласно анализу специалистов ГосНИИГА, в 2012 году российский гражданский парк насчитывал 2266 вертолетов, из которых коммерческими авиакомпаниями эксплуатируется менее половины — 1063 вертолета.

Количество типов вертолетов за последние годы существенно увеличилось, но основу парка пока составляют Ми-8 (899 в реестре, 582 в действующем коммерческом парке) и Ми-2 (485 и 98 соответственно). Из 295 вертолетов Ми-8МТ эксплуатируется 206 машин, для Ми-26Т эти показатели составляют 67 и 36, для Ка-26 — 61 и 15, для Ка-32 — 48 и 27. Другие типы вертолетов российского производства насчитываются в штучном ко-

личестве.

Из иностранных вертолетов самым массовым оказался легкий поршневой вертолет Robinson R44 — из 232 машин 105 числятся в авиации общего назначения (АОН) и 54 в коммерческой эксплуатации. Кроме того, в России эксплуатируются вертолеты Eurocopter AS350 (23 в реестре, из них 9 в коммерческой эксплуатации и 3 в АОН), EC135 (14, 10 и 3 соответственно), AS355 (12, 3 и 7) и EC120 (13, 1 и 7). Вертолет Bell 407 представлен 18 бортами, из них 13 в АОН, 5 простаивают. Помимо перечисленных, в России эксплуатируются или хотя бы числятся вертолеты еще 27 типов, но количество бортов каждого типа составляет не более десятка, а то и вовсе несколько единиц.

Качественный состав действующего коммерческого парка выглядит довольно своеобразно. Сформировался он, главным образом, в прошлом веке, поэтому его основу составляют устаревшие типы отечественных вертолетов (Ми-8Т, Ми-2, Ка-26, Ми-10К), а средний возраст активного парка составляет 23 года. Вертолеты возрастом более 25 лет занимают 50% всего парка, 15–25 лет — 31%, 5–15 лет — 8%, до 5 лет — 11%. Доля наиболее современных российских вертолетов составляет 26%, иностранных — 9%, остальные 65% — устаревшие российские типы.

Структура парка гипертрофирована в сторону средних вертолетов грузоподъемностью 3–6 т (класс пассажировместимости 20–40 мест); их доля составляет 77%, в то время как за рубежом доля таких вертолетов в парках не превышает 5%. Вертолеты класса 10–14 и 15–19 мест представлены в парке единичными экземплярами. Доля вертолетов вместимостью 7–9 пассажиров составляет 12%, 5–6 пассажиров — 2%, до 4 мест — 6%; доля тяжелых вертолетов — 3%.

По сравнению с коммерческим парком сегмент авиации общего назначения развивается более активно. По состоянию на I квартал 2012 года всего в парке АОН числился 251 вертолет, в том числе 64 российского и 187 иностранного производства, так что доля вертолетов иностранного производства составляет уже около 75%. Доля наиболее современных российских вертолетов составляет всего 3%, доля устаревших российских вертолетов — 22%.

Парк АОН по сравнению с коммерческим вертолетным парком примерно в два раза более молодой, его средний возраст 12 лет. Основу парка составляют вертолеты с возрастом 5– 5 лет, их 45%. Вертолеты с возрастом 15–25 лет составляют 7%, а с возрастом свыше 25 лет — 18%. Необходимо подчеркнуть, что весьма существенную долю парка составляют новые вертолеты с возрастом до 5 лет — их 30%. Собственно, именно этот показатель говорит об активном развитии парка АОН.

В полном соответствии с мировыми тенденциями в структуре парка российской АОН преобладают легкие вертолеты, большинство из которых характеризуется пассажировместимостью 4 и менее мест — их доля в России составляет 56%. Вертолеты на 5–6 мест составляют 12%, 7–9 мест — 22%, 10–14 мест — 1,2%, 15–19 мест — 0,4%, 20–40 мест — 9%.

Специалисты ГосНИИ ГА обращают внимание на рост спроса на коммерческое использование вертолетов в России. До 1990 года фактический налет вертолетов в стране составлял около 1,8 млн ч/год, абсолютный максимум на уровне 1,85 млн ч был достигнут в 1988 году. После этого началось снижение, которое перешло в резкое падение. В 1994 году фактический налет составил всего около 400 тыс. ч. Затем падение замедлилось, но продолжалось до 1997 года, когда был достигнут абсолютный минимум примерно в 300 тыс. ч. С этого момента начался постепенный, почти  монотонный рост налета, заметное снижение было отмечено только в 2009 году из-за финансового кризиса.

В 2011 году фактический налет вертолетов в России составил около 420 тыс. ч. Основная доля в общем налете приходится на средние вертолеты — она возросла с 70% в 1985 году до 83% в 2011 году. Доля работ легких вертолетов почти неуклонно снижалась — с 22% в 1985 году до примерно 12% в 2011 году.

По мнению специалистов ГосНИИ ГА, этот результат говорит не столько об уровне востребованности работ для средних вертолетов, сколько о несбалансированной структуре российского парка коммерческих вертолетов, три четверти которого составляют машины грузоподъемностью 3–6 т. В результате получается, что средние вертолеты заняты на несвойственных для них работах, что негативно сказывается на экономике этих работ.

Источник:  Журнал Холдинга Вертолеты России

Обзор представляет интерес  для оценщиков  по оценке вертолетов, анализу рынка

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Related posts:

  1. ВВС России обновляют парк вертолетами Ми-28Н
  2. «ЮТэйр» заказала еще 40 Ми-171
  3. Российские военные вертолеты лидируют на мировом рынке
  4. Четыре миллиарда долларов будет стоить США новая партия F-35
  5. Министерство обороны заказало более 100 Ка-52

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение