Спасти «ЛУНЯ»!

Автор: ВикторРубрика: Последние записи
13
Фев

В конце прошлого года в российских СМИ появились публикации о том, что Министерство обороны России окончательно отказалось от идеи разработки и строительства экранопланов, а оставшиеся аппараты будут в ближайшее время утилизированы. Эта участь может постичь и находящийся пока еще в Каспийске уникальный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь», аналогов которому в мире не было, нет и не будет…

Россия является пионером и мировым лидером в области раз работки и строительства экранопланов. Работы в этом направлении начались полвека назад в Центральном конструкторском бюро по судам на подводных крыльях в Горьком (ныне Нижний Новгород) под руководством выдающегося конструктора Ростислава Алексеева. С 1961 г. было разработано и построено значительное количество опытных и серийных экранопланов различного назначения, венцом которых явился боевой ударный экраноплан-ракетоносец проекта 903 «Лунь».

Аппарат, заказчиком которого стал ВМФ Советского Союза, был заложен на опытном заводе «Волга» в 1983 г., спущен на воду 16 июля 1986 г. и в том же году совершил свой первый полет. «Лунь» имел полное водоизмещение порядка 380 т (масса пустого аппарата – 243 т). Длина огромного экраноплана – 73,8 м, размах крыла – 44 м, высота – 19,2 м. Силовая установка его состояла из восьми реактивных двигателей НК-87М тягой по 13 т. «Лунь» мог совершать полет над водной поверхностью со скорость до 500 км/ч на расстояние до 2000 км.

Уникальным было и вооружение аппарата – шесть сверхзвуковых противокорабельных крылатых ракет «Москит» с дальностью стрельбы 120 км. В ходе государственных испытаний в 1989 г. «Лунь» произвел несколько удачных пусков «Москитов», после чего был принят советским ВМФ в опытную эксплуатацию. Но уже в 1991 г., в связи с распадом СССР и свертыванием многих военных программ, она фактически прекратилась, и «Лунь» был поставлен на прикол в своем сухом доке на территории завода «Дагдизель» в Каспийске, где и находится в настоящее время.

Много копий сломано в дискуссиях об эффективности, целесообразности и необходимости создания подобной техники. Да, действительно, экранопланы такого класса дороги и сложны в эксплуатации, а боевая устойчивость «Луня» в современных условиях вызывает определенные сомнения. Но вины самого аппарата в этом нет.

Военные в эпоху, когда на оборону страны денег не жалели, поставили перед промышленностью задачу создать необычные высокоскоростные ударные и десантные средства. Задача была выполнена - экранопланы «Орленок» и «Лунь» были спроектированы, построены, успешно испытаны и сданы заказчику, а дальше в свои права вступила суровая реальность… И то, что эти аппараты не востребованы сегодня, не умаляет их значения в истории военной техники.

Поэтому нельзя допустить, чтобы такой уникальный образец отечественной инженерной мысли, каким стал тяжелый ракетный экраноплан «Лунь», был уничтожен – а, увы, все к тому идет. Его обязательно нужно сохранить для потомков – в качестве памятника или музейного экспоната. Нет сомнений, «Лунь» и спустя много лет будет вызывать гордость и внушать уважение к своей стране и, соответственно, к самим себе.

Сейчас небезразличными к судьбе «Луня» энтузиастами (а таковых оказалось немало!) ведутся дискуссии в интернете, где можно было бы сохранить уникальный аппарат. Наиболее логичным вариантом представляется его установка в Нижнем Новгороде, где он был в свое время спроектирован и построен. К тому же там и находится основная группа энтузиастов сохранения аппарата. Для решения задачи ими создана группа в социальной сети «В Контакте» под названием «Спасем ракетоносец!!!» (vk.com/club32578979).

Есть и другие альтернативы, которые в масштабах страны не так уж и дороги. В крайнем случае, если «Лунь» окажется так никому и не нужным в России, есть вариант предложить его Техническому музею в немецком г. Шпайер, где с недавних пор находится бережно отреставрированный немцами отечественный многоразовый космический корабль «Буран». В Германии умеют ценить и беречь подобные реликвии, и за «Лунь» тогда уже можно будет не волноваться. Но правильно ли, чтобы уникальный памятник своей эпохе и выдающееся достижение отечественной оборонки оказалось за границами России?

Надеемся, эта публикация (как и ряд других, появляющихся в последнее время в Рунете и СМИ) поможет привлечь внимание властей к проблеме, начать диалог об изыскании средств для сохранения единственного в своем роде экраноплана «Лунь». А добровольных и бескорыстных помощников для решения этой задачи, причем, что отрадно – из числа молодежи – имеется уже немало. Они уверены: «Луня» нужно спасти!

 Источник:  Взлет    take-off.ru

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Один отзыв

1.  Arkady Yvanov
13 Фев 2012 в 20:19

Это ещё один случай показать, насколько нам небезразлично наше недавнее прошлое. И в этом вопросе мы впереди планеты всей без ёрничанья и боязни прослыть “квасными патриотами” Пока есть возможность и время, все должны поднять голос за сохранение “спасателя” хотя бы в виде памятника. Тем, кто хочет узнать, что это – посмотреть на сайтах “Экраноплан “Лунь”
Ветеран ЦКБ по СПК

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение