Поставки R66 в США начались еще в 2010 году, сразу после завершения процедуры сертификации. На заводе фирмы «Робинсон Хеликоптер» в пригороде Лос-Анджелеса (штат Калифорния) уже  передан газотурбинный пятиместный вертолет R66 российскому заказчику – компании «Авиамаркет», официальному дилеру вертолетов «Робинсон» из подмосковной Истры.

R66 – новинка в семействе популярнейших во всем мире легких многоцелевых вертолетов «Робинсон» (на сегодня продано свыше 9000 экземпляров), созданная как развитие признанного «бестселлера», четырехместного поршневого R44, и отличающаяся от него применением газотурбинного двигателя, работающего на более дешевом авиакеросине и обеспечивающего более высокие летные характеристики.

История вертолетов «Робинсон» началась уже почти четыре десятилетия назад, в1973 г., когда 43-летний американский авиационный инженер Фрэнк Робинсон основал в Калифорнии собственную компанию, ставящую перед собой цель наладить производство простой и дешевой модели легкого вертолета для массового применения.

Первенец компании, двухместный R22 с поршневым двигателем «Лайкоминг» О-320 мощностью124 л.с., имеющий взлетную массу лишь немногим более600 кг, впервые поднялся в воздух 28 августа1975 г. и был сертифицирован американской авиационной администрацией (FAA) в 1979-м.

С тех пор заказчикам по всему миру поставлено уже более 4000 таких вертолетов в нескольких модификациях. Огромный успех имел и созданный в1990 г. на базе R22 четырехместный R44 с более мощным шестицилиндровым двигателем «Лайкоминг» O-540 мощностью225 л.с. Взлетная масса вертолета возросла до1100 кг, позади рабочих мест двух пилотов (или пилота и пассажира), оснащенных оригинальной «робинсоновской» общей Т-образной ручкой управления, появилось еще два кресла для пассажиров.

R44 («Рэйвен») получил сертифкат типа FAA в декабре1992 г. и спустя месяц начал поступать к заказчикам. В 2002-м появилась усовершенствованная версия R44-II («Рэйвен II») с более мощным впрысковым мотором IO-540 и улучшенными характеристиками. На сегодня выпущено около 5000 вертолетов R44 и R44-II, которые пользуются большой популярностью не только у частных пользователей, различных аэроклубов и летных школ, но и у телекомпаний (с них ведутся прямые репортажи о происходящих событиях), полиции и других служб.

Все вертолеты «Робинсон» могут комплектоваться как обычным полозковым шасси, так и надувными поплавками, обеспечивающими возможность их амфибийного использования. В США двухместные R22 продаются дилерам по цене от 258 тыс. долл., четырехместные R44 – от 348 тыс. долл. (370 тыс. долл. за поплавковую версию «Клиппер»), а R44-II – от 425 тыс. долл. (447–455 тыс. долл. за вариант на поплавках).

В России, естественно, цены на «Робинсоны» ощутимо выше: новый R44 предлагается официальным дилером минимум за 600–620 тыс. долл., а «инжекторный» R44-II – за 710–720 тыс. долл. Это, тем не менее, не останавливает российских поклонников популярного американского вертолета – только за прошлый год в нашу страну поступило в реестре гражданских воздушных судов России числилось 172 такие машины – как у коммерческих операторов, так и в авиации общего назначения. R44 сегодня является самым массовым типом вертолета зарубежного производства в России.

Для более полного удовлетворения требований потенциальных заказчиков, полюбивших марку «Робинсон», основатель фирмы еще в2001 г. начал думать о создании версии R44, работающей на более дешевом топливе. Немалая цена на высокооктановый авиабензин 100LL и определенный его дефицит в ряде регионов подвигли Фрэнка Робинсона к идее перевода своего вертолета на более дешевый авиакеросин.

Сначала рассматривалась возможность применения дизельного двигателя, однако все варианты оказывались слишком тяжелыми. Тогда была проработана версия с газотурбинным двигателем. За основу взяли популярный в вертолетной авиации «Аллисон» 250, на базе которого «Роллс-Ройс» разработал более современную и компактную модификацию RR300 взлетной мощностью300 л.с.

Вариант R44 с таким двигателем получил название R66. К его разработке «Робинсон» приступил в2005 г., а официально о программе было заявлено двумя годами позже. Применение более мощного двигателя позволило повысить грузоподъемность вертолета – в салоне появилось дополнительное пятое кресло для еще одного пассажира, одновременно улучшились летные данные машины (максимальная скорость увеличилиась с 235 до259 км/ч, крейсерская – с 210 до222 км/ч).

Взлетная масса R66 возросла до1225 кг. В первый полет опытный R66 поднялся 7 ноября2007 г. Управлял машиной шеф-пилот «Робинсона» Дуг Томкинс. По традиции опробовал машину в воздухе и сам Фрэнк Робинсон, которому к тому времени исполнилось уже77 лет! В сертификационных испытаниях участвовало три экземпляра газотурбинного вертолета. 25 октября2010 г. Федеральная авиационная администрация США выдала новой машине сертификат типа.

А незадолго до этого, в августе 2010-го, убедившись, что все вопросы по сертификации своего нового детища уже решены, возглавлявший фирму в течение 37 лет Фрэнк Робинсон, которому в начале прошлого года исполнилось 80 лет, со спокойной душой покинул посты президента и председателя компании и вышел на пенсию. В ноябре минувшего года головной серийный R66 (№0004) отправился к своему первому заказчику на западном побережье США – им стал давний калифорнийский дилер «Робинсона», компания «Хелистрим». Портфель заказов на R66 сегодня включает около 125 машин.

 Применение газотурбинного двигателя, к сожалению, ощутимо повысило стоимость нового «Робинсона» – а ведь именно невысокая цена была одним из важнейших факторов в завоевании всемирной популярности R22 и R44. В США новый R66 в базовой комплектации предлагается дилерам за 798 тыс. долл. (в 2,3 раза дороже, чем серийный R44, и почти на 90% дороже R44-II).

Официальная объявленная «Авиамаркетом» минимальная цена R66 в России составляет 1,33 млн долл. – за эти деньги отечественный заказчик вполне может приобрести два новых R44. Поэтому ожидать, что газотурбинная новинка «Робинсона» получит такое же распространение, как R44, вряд ли приходится. Хорошо понимают это и в самом «Робинсоне», который намерен и дальше сохранять производство своих хорошо продаваемых поршневых моделей. Так, в прошлом году, компания изготовила в общей сложности 162 вертолета, из которых только 10 пришлось на R66, а 112 – на R44 и 40 – на R22. Тем не менее, очевидные преимущества газотурбинной новинки – более дешевое и распространенное топливо, дополнительный пятый пассажир, большая скорость полета и др.  позволяют надеяться, что выпуск R66 будет расти, и он получит заслуженное признание эксплуатантов легких вертолетов.

Источник:  Взлет    take-off.ru

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Related posts:

  1. Перспективный вертолет Ми-171М (Ми-171А2)
  2. Китай заинтересован в российских вертолетах
  3. Ми-34С1 приступил к полетам

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение