За более чем полувековую историю космонавтики было запущено около шести тысяч искусственных спутников Земли, в космосе побывали примерно 500 человек, 12 из них слетали на Луну. На орбите уже более десяти лет функционирует Международная космическая станция  (МКС),  ставшая преемницей орбитальной станции «Мир». Но как заметил космонавт Александр Калери, несмотря на все эти успехи, в ракетно-космическом сообществе всё чаще стали задумываться о том, чего мы ожидаем от дальнейших космических исследований и оправдано ли существование МКС. «Есть мнение, которое даже высказывается в правительственных кругах, что с помощью государства задачи обеспечения жизни на низкой околоземной орбите уже решены. Дальше правительство должно финансировать прорывные работы по освоению дальнего космоса. Облагораживание и развитие уже вспаханной целины должно переместиться на плечи коммерческих компаний и частного капитала», – уточнил он во время 24-го планетарного конгресса космонавтов, проходящего в МГТУ им. Н.Э. Баумана.

По мнению Александра Калери, пришло время задуматься о том, что государству делать в космосе дальше. По словам старшего технического консультанта Федерального авиационного агентства (FAA), а в прошлом известного астронавта Пэм Мелрой  (Pam Melroy),  в США уже несколько лет пытаются развивать коммерческий потенциал космической отрасли. Она рассказала, что коммерческий космос в Соединенных Штатах находится в ведении FAA, которое уже лицензировало 204 запуска. При этом лицензия не нужна для стартов в интересах армии или правительства. Кроме того, она отметила, что в настоящее время Национальное аэрокосмическое агентство (NASA) заключило сразу несколько контрактов с различными коммерческими компаниями на доставку грузов и людей на МКС и проведение суборбитальных космических исследований. «Вместе с окончанием эпохи шаттлов произошёл очень важный сдвиг в государственной космической политике [США], – констатировала она. – Внутри NASA несколько лет назад созрело решение развивать коммерческую доставку грузов на международную космическую станцию. Это не договор с правительственными программами, как было прежде, например, использование «Прогресса» или корабля ATV. NASA надеется просто платить за оказываемые услуги так же, как вы, скажем, платите за доставку посылок сервисами FedEx или UPS. Вся ответственность за сохранность груза ложится на частных перевозчиков». Одна из таких компаний,  SpaceX,  в декабре прошлого года провела успешные испытания двигателей новой ракеты тяжёлого класса Falcon 9, которая вместе с космической капсулой Dragon будет использоваться для доставки грузов на МКС. SpaceX предстоит совершить на космическую станцию как минимум 12 беспилотных полётов, за которые NASA готово заплатить 1,6 миллиарда долларов. NASA договорилось с коммерческими компаниями на доставку грузов и людей на МКС, сообщила американский космонавт Пэм Мелрой. Кроме того, Национальное аэрокосмическое агентство планирует использовать услуги коммерческих структур и для отправки в космос исследовательских аппаратов. В настоящее время NASA сотрудничает с семью частными компаниями, разрабатывающими свои собственные космолёты, которые должны будут доставлять грузы на суборбитальную высоту для проведения экспериментов в условиях невесомости и микрогравитации. «Эти корабли не похожи друг на друга, они все имеют уникальные характеристики. При их создании используются разные технические решения. Я уверена, сегодня – это одна из наиболее интересных и динамичных частей американской космической программы», – полагает Мелрой. Что касается наиболее известного среди обывателей вида космического бизнеса – туризма, то первый подобный коммерческий полёт планируется совершить уже в 2012 году с единственного в США частного космодрома, расположенного в пустыне Мохаве (Калифорния). Туристические рейсы за пределы Земли будет выполнять корабль  SpaceShipTwo, который достигнет высоты включения ракетных двигателей с помощью самолёта-носителя White Knight Two. «Это будет очень короткое путешествие в космос – примерно 5–10 минут, – уточнила Мелрой. – Несмотря на это, уже 400 людей купили билеты за 200 тысяч долларов». «Мне, конечно, нравятся SpaceShipTwo и White Knight Two, но у них, с моей точки зрения профессионального космонавта, есть большой недостаток. Они будут выводить в космос только на суборбитальные полёты, – высказал своё мнение легендарный космонавт-испытатель Георгий Гречко. – Полёт начинается в пустыне. Человек увидел пустыню, потом его немного потошнило, потом он привык, пришёл в себя, выглянул в иллюминатор, а он, оказывается, садится на ту же пустыню. Я бы 200 тысяч за это не платил. Я считаю, что летать в суборбитальный полёт всё равно что тигрицу целовать. Страшно и никакого удовольствия». Георгий Гречко считает, что космическое путешествие должно быть орбитальным и длиться не меньше недели, тогда оно будет стоить своих денег. По его мнению, космическое путешествие должно быть орбитальным, длиться не меньше недели, и хорошо бы при запуске туристических рейсов не использовать ракеты-носители. Впрочем, легендарный космонавт считает, что отказаться от этого вида транспорта необходимо при любых космических полётах. «На чём мы летали вчера-позавчера? На одноразовых ракетах. Мы на них много хороших полётов сделали. Но, с другой стороны, первые ступени падают на землю, засоряют её обломками и остатками топлива. Последние засоряют космос. За эти 50 лет в космосе накопилось больше тысячи обломков. Как их оттуда забирать, даже теоретически не решено. <…> Я считаю, что нужно летать в космос на двух самолётах: один воздушный, другой космический», – рассказал он. «Действительно, – поинтересовались из зала, – включена ли в сумму запуска SpaceShipTwo стоимость того, что будет испорчена атмосфера? Потому что, например, за 135 пусков шаттлов было сожжено огромное количество перхлората аммония, и появились озоновые дыры». «Сейчас FAA разрабатывает требования ко всем коммерческим перевозчикам и спэйспортам о необходимости оценки экологического вреда», – ответила Пэм Мелрой. Другой не менее болезненный вопрос, касающийся экологии, поднял лётчик-космонавт СССР Александр Серебров, который предложил отправлять радиоактивные отходы в космос. Американский астронавт Марио Ранко (Mario Runko) поддержал его, отметив, что лучше всего отправить этот опасный мусор на Солнце. Однако пока будут решены все технические вопросы данного проекта, а это может занять тысячу лет, отходы пусть остаются на Земле. Против выведения радиоактивного мусора в космос категорически высказался последний советский космонавт  Токтар Аубакиров. Он отметил, что, когда в 2007 году на территорию Казахстана упала ракета «Протон М», нашему соседу пришлось приложить большие усилия для ликвидации экологических последствий этой аварии. Что делать, если подобная катастрофа произойдёт с кораблем, на борту которого будут находиться радиоактивные отходы, задал он риторический вопрос. «Радиоактивные отходы – это актуальная проблема. Надо понимать, что будущее космонавтики – за ядерной энергетикой, – высказал своё мнение Александр Калери. – Мы будем использовать изотопные источники энергии на космических аппаратах. У нас уже выводились и ядерные реакторы в космос. Решение вопроса с радиоактивным мусором надо искать именно в этом направлении».

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение