С начала эксплуатации потеряно семь машин Як-42,  включая опытную  или менее 4% от построенных. Хотя  в отличие от Боинг 737,  самолет не вошел в число самых аварийных самолетов мира. Успешная эксплуатация Як-40 послужила импульсом для создания более вместительного, чем Ту-134, по сути широкофюзеляжного самолета. Первый полет Як-42 с прямым крылом (для  расширения сети аэродромов, включая грунтовые) состоялся в марте1974 г., и  к тому времени стало ясно, что машину следует переделать, оснастив ее стреловидным крылом, что расширило диапазон полетных скоростей и повысило экономичность лайнера. Второй вариант «Яка» всем пришелся по душе, и он был запущен в серийное производство. Первый предсерийный 120-местный Як-42-03 построили в Смоленске в октябре1976 г. В том же году журнал «Авиэйшн Уик» отнес А.С. Яковлева к числу людей, внесших выдающийся вклад в мировую авиацию, и отметил, что Як-42 «это первый русский самолет, спроектированный в соответствии с нормами летной годности Федерального авиационного управления США». В Смоленске построили 15 машин, остальные собирали в Саратове. Пассажирские перевозки на Як-42 начались 22 декабря1980 г. и продолжались недолго. 28 июня1982 г. Як-42, совершавший рейс Ленинград – Киев, потерпел катастрофу. Как выяснилось, причиной трагедии стало разрушение червячной пары механизма перестановки стабилизатора, изготовленного на предприятии-смежнике. Доработка лайнера и повторные сертификационные испытания затянулись, и эксплуатация Як-42 возобновилась в  1984 г. Спустя три года взлетел Як-42Д. Его дальность благодаря увеличенному до 57,5 т полетному весу с нормальной платной нагрузкой 10,5 т достигла2150 км. Одновременно улучшили и другие эксплуатационные характеристики. В  частности, до2000 мувеличились максимальная барометрическая высота аэродрома и допустимая боковая составляющая ветра на взлете и посадке, уменьшился коэффициент сцепления колес с ВПП. В1987 г. ОКБ получило соответствующий сертификат на Як-42Д. В1992 г. на базе Як-42Д разработали более комфортабельный Як-142  с унифицированной кабиной экипажа для полетов как на внутренних, так и зарубежных авиалиниях, обновили пилотажно-навигационное оборудование, на двигатели Д-36 установили глушители, позволившие получить сертификат по шуму в соответствии с Главой 3 Приложения 16 ИКАО. Однако серийно Як-142 (Як-42Д образца2001 г.) не выпускался. В этот вариант по заявкам авиакомпаний переделывали ранее выпущенные Як-42.В2000 г. завершилась разработка документации на переоборудование Як-42Д в 90-местный  Як-42Д-90 с повышенным комфортом и дальностью полета до4000 км. К2002 г. построили 179 Як-42. Из них 10 экспортировали на Кубу и в Китай. Наибольший резонанс получила трагедия 7 сентября2011 г., когда под Ярославлем потерпел катастрофу  Як-42Д авиакомпании «Як-Сервис». Несмотря на выводы, сделанные  МАК, указывающие на вину экипажа, окончательно говорить о причинах  трагедии пока рано. У Як-42 были значительные резервы по модернизации, но этого не произошло сначала из-за  политической близорукости советского правительства, а затем и из-за финансового кризиса. По данным2011 г., в 35 авиакомпаниях числилось 100 Як-42. Неизвестны факты призывов прекратить их  эксплуатацию ни в одной стране, кроме России (по материалам Авиапанорамы).

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение