О проблемах, с которыми приходится сталкиваться, и их решении, продолжает начальник правового отдела Иркутской таможни Татьяна Петровна Татаурова.

– В регионе деятельности Иркутской таможни традиционно самые высокие объемы экспорта леса. На его долю приходится 20 процентов всего товарооборота Сибири, а значит, в этой сфере значительное количество правонарушений и судебных тяжб, связанных с административными правонарушениями.

В рамках Таможенного кодекса РФ у нашей таможни сложилась положительная правоприменительная практика. Она прошла проверку в кассационном суде по делам, связанным с выявленными правонарушениями в рамках таможенного контроля по загрузке транспортных средств (использованию методик измерений объема круглых лесоматериалов).

То есть, требования таможенных органов признавались законными. Сейчас же суд апелляционной инстанции по-новому трактует норму, которая практически без изменений была перенесена из Таможенного кодекса РФ (статья 122) в Таможенный кодекс ТС (статья 164 ТК ТС).

В 2011 году в связи с внесенными изменениями в Арбитражно-процессуальный кодекс суды апелляционной инстанции стали практикообразующим судебным органом по спорам по обжалованию по делам об АП, предусматривающим штрафные санкции до 100 тысяч рублей. Теперь мы не имеем права обращаться в кассацию, если штрафные санкции меньше 100 тысяч, и последняя инстанция – это апелляционная.

Суд апелляционной инстанции сегодня рассматривает дела, связанные с выявленными правонарушениями в рамках таможенного контроля по загрузке транспортных средств не в пользу таможни, и участники ВЭД освобождаются от административной ответственности.

– Не так давно в одном из интервью председатель Счетной палаты Сергей Степашин, характеризуя законодательство применительно к профилактике коррупционных проявлений, высказался по поводу ревизии законодательства. Он считает, что сейчас его нужно «вычищать», следить, чтобы в нем было как можно меньше так называемых отсылочных норм, искусственных правил, инструкций и так далее.

И делать это необходимо потому, что «именно они дают возможность чиновнику, сидящему у себя в кабинете, ставить подпись под необходимым человеку документом». Законы должны быть четкие, как инструкции к холодильнику, считает Сергей Степашин.

Не секрет, что таможенное законодательство является одним из наиболее сложных видов права. Поэтому мы остро нуждаемся в таких нормативных и законодательных актах, которые были бы понятны не только участникам ВЭД, но и тем, кто их должен исполнять. Речь идет в первую очередь о работе таможенных инспекторов, отвечающих за выпуск деклараций.

С законодательной базой работать стало намного сложнее. Раньше сотрудники пользовались Таможенным кодексом Российской Федерации, который, как все считали, грешил множеством отсылочных норм. А сейчас мы получили нормы прямого действия в виде Таможенного кодекса ТС, закона «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (ФЗ №311) и многочисленных решений Комиссий ТС. Судите сами: по состоянию на середину января 2012 года было опубликовано уже 833  таких решения!

– Сейчас совершение операций по выпуску декларации возложено на конкретного человека. Причем декларирование осуществляется через Интернет в режиме on-line. Все направлено на ускорение таможенных процедур. И получается, чтобы охватить все новое законодательство, инспектор должен мыслить и обрабатывать информацию со скоростью компьютерных программ. Часто, когда начинаю разбираться в каком либо судебном споре, я ставлю себя на место инспектора в момент принятия им «незаконного» решения и понимаю, откуда появляются неверные решения.

Инспектор порой остается один на один с новым законом, правовым актом, должен в кратчайшие сроки самостоятельно разобраться во всех хитросплетениях законодательства и принять правильное решение. Уже позже его действия оценят вышестоящие таможенные, надзирающие органы и суды. То есть правильный вариант применения законодательства формируется уже постфактум.

К сожалению, сегодня ситуация складывается так, что инспектор может уверенно ориентироваться при принятии решений по каким-либо спорным неоднозначным вопросам, когда уже есть наработанная судебная практика. Но при этом за свои ошибки инспектор расплачивается не только материально (лишается надбавок, премий и прочее), но и дисциплинарно!

Вот почему таможенные органы остро нуждаются в четких законах, «написанных как инструкции к холодильнику»! Поэтому мы доводим все судебные акты (как положительные, так и отрицательные) до сотрудников таможенных постов для изучения и применения. В заключение хочу сказать, что, несмотря на наши определенные успехи в судебной практике, мы не собираемся «почивать на лаврах». В связи с предстоящим вступлением России в ВТО, дальнейшим развитием ТС таможенное законодательство будет продолжать меняться. Мы все теснее приближаемся к общемировым законодательным нормам, в том числе и правовым стандартам принятия судебных решений. Но для этого нужно приложить немало усилий, и не только таможенникам.

Источник:  Таможня.    customs.ru 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Related posts:

  1. Незаконный экспорт леса и лесоматериалов
  2. Таможня. Правоприменительная практика
  3. Таможня. Правоприменительная практика

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение