Автор: ВикторРубрика: Оценка интеллектуальной собственности
15
Дек

 НЕМАТЕРИАЛЬНЫЙ АКТИВ И ЕГО  РЫНОЧНАЯ  СТОИМОСТЬ

С высоких  трибун и со страниц печатных изданий нередко доносятся призывы выявлять и учитывать объекты нематериального капитала компании, такие как товарные знаки, лицензии, патенты, обученный персонал, клиентская база и т.д. и т.п. При этом всячески подчеркивается важность нематериального капитала и высокая значимость (в том числе и стоимостная) для компаний и для страны в целом. Но, возможно, они же куда менее оптимистичны относительно ценности нематериальных активов (далее – НМА), когда выступают в роли покупателя предприятия. И еще  более  настороженно к тому факту, что в структуре активов компании  значительную долю занимает «нематериалка», они отнеслись бы, выступая от лица кредитора этой компании.

Когда говорят о стоимости того или иного объекта, чаще всего подразумевают стандарт рыночной стоимости. Нас редко интересует, например, ликвидационная стоимость нашего автомобиля или дома.  Говоря о стоимости какого-либо актива, обычно нет смысла уточнять, какой именно вид стоимости имеется в виду, считая, что имеется в виду именно рыночная стоимость, если не указывается обратное. Вместе с тем, в случае с объектами  интеллектуальной собственности и объектами НМА такой подход может привести к заблуждениям и, в частности, к непониманию между сторонами. Может оказаться, что стороны, обсуждающие стоимость объекта НМА, подразумевают совершенно разные виды стоимости. Понятие рыночной стоимости как минимум подразумевает наличие этого открытого рынка, на котором происходит  отчуждение объектов.

Не рискуя сильно погрешить против истины, можно сказать, что рынка для большинства видов нематериальных активов (отдельно от других активов) в настоящее время не существует. Существует два важных исключения, которые, как иногда говорят, лишь подтверждают правило. Во-первых, это объекты НМА, например товарные знаки, которые не используются при производстве либо продвижении какой-либо   продукции и которые владелец скорее всего согласится уступить вам, если вы заплатите ему сумму, покрывающую его расходы на их регистрацию, плюс, возможно, еще что-то сверху.   Любая поисковая система сразу выдаст десятки ≪магазинов готовых товарных знаков≫,   которые предложат великое разнообразие привлекательных названий брендов вашей будущей продукции по ценам, подозрительно мало отличающимся от затрат на  регистрацию. Если есть основания полагать, что товарный  знак  может быть привлекательным для потенциальных покупателей (например, компаний производителей), то стоимость такого объекта может в разы превышать затраты на регистрацию, но все равно она далека от величин, которые называются участниками рынка по отношению к раскрученным товарным знакам. В качестве второго исключения  можно привести лицензии на разработку месторождений полезных ископаемых. Такие объекты первоначально приобретаются на конкурсах либо аукционах, следовательно, можно с некоторой долей условности говорить о рынке подобных объектов. К сожалению, и здесь слишком много «но». Во-первых, процесс приобретения подобных лицензий все-таки трудно назвать свободным рынком, а затраты на приобретение - рыночной стоимостью. Во-вторых, использование лицензий сопряжено с ограничениями, например, лицензия отзывается, если компания оказывается не в состоянии добывать объем полезного ископаемого не меньше заданного, при банкротстве компании и т.д. Такая разветвленная система ограничений, строго говоря, делает для таких объектов и само понятие собственность весьма условным. Итак, не будет натяжкой сказать, что для подавляющего большинства объектов неосязаемых активов рынка в настоящий момент нет. В этом случае неудивительно, что каждый из участников рынка оперирует своим стандартом стоимости и, как следствие, имеет свое понимание величины этой самой стоимости. Давайте по очереди взглянем на этот вопрос с разных сторон.

Итак, мы видим, что каждая из заинтересованных сторон имеет собственный взгляд на стоимость объектов нематериального капитала и интеллектуальной собственности. Каждый из них фактически ориентируется на свой стандарт стоимости, и определение той суммы, которая с наибольшей вероятностью будет уплачена за объект, нередко представляет значительные сложности. Вместе с тем, описанные трудности не должны останавливать оценщика. В конце концов, настоящий профессионализм при определении наиболее вероятной цены сделки оценщик проявляет именно в тех случаях, когда рынок оцениваемых объектов недостаточно развит либо отсутствует вовсе. Именно такой случай имеет место с НМА и интеллектуальной собственностью, и именно эти объекты традиционно считаются одними из самых сложных, но при этом одни из самых интересных объектов для оценки. (по материалам Б.Мошковича,  Н .Козлова).

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

Related posts:

  1. Оценка интеллектуальной собственности

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Отзывов пока нет

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение