Особенности оценки авиатехники

Особенностью авиатехники (АТ) является то, что их техническая эксплуатация должна осуществляться на основе специальной документации, подготавливаемой фирмой-разработчиком и серийным заводом и содержащей:

- директивные сроки проведения и объемы работ по техническому обслуживанию и ремонту АТ,

- предельные сроки эксплуатации АТ и/или некоторых его комплектующих изделий, например, двигателей, если по условиям обеспечения безопасности эксплуатации необходимо ввести такое ограничение, чтобы избежать отказа с катастрофическими последствиями.

Сроки проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту и предельные сроки эксплуатации могут измеряться в единицах продолжительности работы АТ (в единицах наработки) или в единицах календарного времени. Далее будем называть установленный предельный срок эксплуатации - назначенным ресурсом (термин, применяемый в авиации).

АТ может эксплуатироваться в пределах установленного ресурса, выраженного в летных часах, календарных сроках, циклах, взлето-посадках. Ограничение величины ресурса обусловлено необходимостью гарантировать отсутствие опасных повреждений конструкции АТ. В соответствии с нормативно-технической документацией, действующей в России, основные силовые конструкции АТ проектируются из условия обеспечения выбранного большого значения ресурса полетов (который называют "техническим ресурсом"). Выполнение этого условия проверяется при проектировании АТ расчетами на прочность. Затем АТ проходит стендовые испытания для подтверждения потенциальной возможности достижения этого значения ресурса. Однако, на начальной стадии эксплуатации парка АТ устанавливается значение ресурса, (который называется "назначенным ресурсом"), существенно меньшее, чем вышеуказанное. В процессе эксплуатации АТ выполняются исследования технического состояния ответственных узлов его конструкции, анализируются отказы узлов (если такие отказы были), при необходимости выполняются изменения конструкции отдельных узлов, проявивших себя недостаточно хорошо, и на этой базе принимается решение об увеличении назначенного ресурса АТ на некоторую величину. В результате таких работ назначенный ресурс постепенно увеличивается до ранее предполагавшегося значения и, возможно, более или может быть ограничен каким-то экземплярам АТ, эксплуатировавшимся в особо тяжелых нагрузочных условиях. В настоящее время работы по увеличению назначенного ресурса оплачивают собственники АТ, которые заказали выполнение этих работ.

Эксплуатанту не разрешается самовольно изменять режим технической эксплуатации АТ во избежание катастрофических последствий. Изменения этого режима, учитывающие особенности условий использования конкретных образцов АТ (например, особые климатические условия или особую интенсивность использования) должны согласовываться с фирмой - разработчиком АТ.

Современные АТ разработки западных фирм не имеют директивно установленного ограничения ресурса полетов и могут эксплуатироваться до окончания экономического срока жизни, когда они морально устареют или затраты на их ремонты станут слишком велики. Одним из условий, способствующих бесперебойной эксплуатации АТ, является наличие оборотного фонда комплектующих изделий, в том числе запасных двигателей, служащих для быстрой замены таких же изделий в случае их отказа, достижения предотказового состояния или выработки установленного ресурса работы.

Детальное обоснование закупочной цены серийного образца авиационной техники государственным заказчиком в каждом конкретном случае должно базироваться на представлении изготовителем детальных калькуляций его себестоимости (с расшифровкой калькуляций услуг соисполнителей и себестоимости комплектующих), подтвержденных представителями заказчика и, возможно, прошедших независимый аудит с привлечением отраслевых экономических институтов (в области авиатехники это может быть НИИ экономики авиапромышленности, имеющий опыт соответствующей экспертизы и кадры лицензированных аудиторов-специалистов в области авиатехники). Заявленная изготовителем калькуляция должна защищаться на специализированной комиссии у государственного (по данным НИИ экономики авиационной промышленности).

 

Понравилась статья? Расскажите друзьям:
Общайтесь со мной:

No related posts.

Вы можете следить за ответами к этой записи через RSS.
Вы можете оставить отзыв или трекбек со своего сайта.

Один отзыв

1.  admin
07 Дек 2011 в 15:17

Проверка от 07 декабря 2011 года

 

Ваш отзыв

Имя (*)
Почта (не публикуется) (*)
Сайт
Сообщение